Способом защиты семейных прав не являются


В соответствии со ст. 7 СК граждане вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им правами, если иное не установлено СК. Пределы осуществления семейных прав имеют свои ограничения. Так, семейные права могут быть ограничены требованиями закона. Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей не должно нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан. Семейные права должны осуществляться в соответствии с их назначением.

Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей имеет ряд особенностей.

1. Осуществление большинства субъективных семейных прав и исполнение обязанностей проявляются в длящихся, многократно повторяющихся действиях (например, права и обязанности супругов, родителей).

2. Дееспособные субъекты семейных правоотношений лично осуществляют свои права и исполняют обязанности. Институт договорного представительства в семейном праве не применяется.

3. Осуществление некоторых семейных прав является одновременно и обязанностью их носителя (например, право и обязанность родителей воспитывать детей).

4. Носители субъективных семейных прав не всегда их реализуют (например, право отдельно проживающих родственников на общение с ребенком).

5. Обязанности, исполнение которых имеет не только личное, но и общественное значение, подлежат безусловному исполнению при наличии требований со стороны лица, заинтересованного в их исполнении (например, алиментные обязанности).

Меры семейно-правовой защиты – это средства семейно-правового воздействия, направленные на предупреждение или пресечение нарушения субъективных семейных прав, применяемые в установленном законом порядке независимо от вины правонарушителя. Основанием применения мер защиты является нарушение или угроза нарушения субъективного семейного права. Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК:

• самозащита (передача супругом на хранение родственникам имущества, составляющего его долю в совместной собственности);

• признание права судом (установление отцовства);

• пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (отобрание ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится);

• признание сделки недействительной (признание недействительным брачного договора);

• принуждение к исполнению обязанности (взыскание алиментов в судебном порядке);

• прекращение, изменение правоотношения (отмена усыновления);

• иные способы, предусмотренные законом (например, сокращение объема семейных прав: в особых случаях суд может отступить от принципа равенства долей супругов в их общем имуществе).

Меры семейно-правовой ответственности применяются только к участникам семейных правоотношений. В ряде случаев применение мер семейно-правовой ответственности зависит от воли заинтересованного лица (например, ч. 2 п. 2 ст. 115 СК предусмотрено право получателя алиментов на взыскание убытков, причиненных просрочкой исполнения алиментных обязательств).

Семейно-правовая ответственность может быть как законной, так и договорной. Граждане по своему усмотрению вправе распоряжаться принадлежащими им семейными правами. Тем самым закон предоставляет самим членам семьи право решать, будут ли они осуществлять и защищать свои права и совершать для этого необходимые действия. Например, нетрудоспособные нуждающиеся родители, имеющие право на получение средств на содержание (алиментов) от своих совершеннолетних детей, в жизни свое право часто не реализуют и не обращаются в суд с требованием о взыскании алиментов.

В п. 2 ст. 7 СК четко определено, что семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав. Осуществление семейных прав в соответствии с их назначением предполагает такую их реализацию, которая содействует укреплению семьи, обеспечивает надлежащее воспитание детей, создает благоприятные условия для всемерного развития всех членов семьи. Соответственно, в тех случаях, когда семейные права основаны на законе, но осуществляются в противоречии с их назначением (т. е. когда граждане злоупотребляют своими правами), они законом не охраняются. Например, суд вправе освободить супруга от обязанности по содержанию другого супруга (хотя и нетрудоспособного и нуждающегося), если последний недостойно вел себя в семье (пренебрегал семейными обязанностями, пьянствовал, жестоко обращался с супругом, детьми и др.); суд также вправе отступить от принципа равенства долей супругов при разделе их общего имущества, если один из супругов расходовал его в ущерб интересам своей семьи.

Судебная защита семейных прав. Судебная защита является основной формой защиты семейных прав. Судебная процедура применяется при разрешении большинства семейных конфликтов, которые рассматриваются по нормам гражданского процессуального законодательства. Например, только судом производятся лишение или ограничение родительских прав, отмена усыновления, признание брака недействительным, расторжение брака, если в семье есть несовершеннолетний ребенок. На основании решения суда осуществляется взыскание алиментов (на детей, нетрудоспособного нуждающегося супруга, других членов семьи), если стороны не достигли по этому вопросу взаимного соглашения.

К судебным органам, защищающим семейные права граждан, относятся суды общей юрисдикции – районные суды. Дела, возникающие из семейных правоотношений, могут быть также рассмотрены мировыми судьями, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Порядок назначения и деятельности мировых судей, их компетенция определены в Федеральном законе от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Срок для обращения в суд за защитой нарушенных прав (исковая давность) на требования, вытекающие из нарушения прав в семейных отношениях, не устанавливается. Исковая давность распространяется лишь на отдельные случаи, прямо предусмотренные в СК. Так, трехлетний срок исковой давности установлен для требований о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут (ст. 38 СК). При применении норм, устанавливающих исковую давность, суд руководствуется нормами ГК об исковой давности (ст. 198–200, 202–205).

Административный порядок защиты семейных прав. Административный порядок рассмотрения семейно-правовых споров применяется лишь в случаях, прямо указанных в законе. Так, разрешение ряда споров, связанных с воспитанием детей, об имени и фамилии ребенка (при разных фамилиях родителей) и др., отнесено СК к компетенции органов опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления (местная территориальная администрация).

Органы опеки и попечительства как органы, уполномоченные защищать права и интересы несовершеннолетних детей, привлекаются судом к рассмотрению всех споров, связанных с воспитанием детей. Их участие обязательно и при исполнении решений судов о передаче или отобрании детей от родителей или других лиц (ст. 78, 79 СК). Органы опеки и попечительства вправе предъявлять иски в суд о лишении или об ограничении родительских прав, об отмене усыновления, о взыскании алиментов на детей с их родителей и в других случаях. Для предъявления таких исков они не нуждаются в специальных полномочиях (ст. 70, 80, 142 СК и др.).

Определенные обязанности по защите семейных прав граждан возлагаются также на органы ЗАГС при регистрации брака, развода, установления отцовства, усыновления и других актов гражданского состояния. Порядок регистрации актов гражданского состояния, права граждан при их регистрации установлены Законом об актах гражданского состояния. Защита прав лиц, получающих алименты, возложена законом на администрацию по месту работы алиментнообязанных лиц. Администрация обязана ежемесячно удерживать алименты и в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы уплачивать или переводить их на счет получателя алиментов. При увольнении алиментообязанного лица администрация обязана в трехдневный срок сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и получателю алиментов. В целях защиты прав получателей алиментов администрация также обязана производить индексацию алиментов, выплачиваемых в твердой денежной сумме, при повышении минимального размера оплаты труда (ст. 109, 111, 117 СК).

Таким образом, защита семейных прав возможна различными способами:

• путем признания права;

• путем восстановления нарушенного права;

• путем пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения;

• путем лишения или ограничения права одного члена семьи в интересах защиты несовершеннолетнего или нетрудоспособного члена семьи (например, лишение или ограничение родительских прав);

• путем возмещения материального ущерба или морального вреда (при признании брака недействительным);

• путем взыскания убытков и неустойки (при несвоевременной уплате алиментов), а также другими способами, предусмотренными в конкретных статьях СК.

Споры, связанные с воспитанием детей

Право на воспитание образуется у человека после того, как он появляется на свет. Государство отражает то, что у граждан имеется возможность самостоятельно реализовывать процесс воспитания несовершеннолетних лиц. В основном законе страны прописано, что оба родителя обязаны заботиться о малышах и воспитывать их. Каким образом реализуется такая обязанность, законодатель не прописывает. Используются предписания общего назначения.

Семейный кодекс содержит перечень действий, которые совершить не следует. В том числе, причинять физические или моральные страдания детям. Исключать необходимо жестокое и грубое отношение к малышам. Недопустимы эксплуатация и пренебрежение, оскорбление.

В некоторых ситуациях у мужа и жены возникают разные взгляды относительно того, какими методами должно осуществляться воспитание. Тогда это приводит к образованию спорных случаев. Важно учитывать, что у каждого из них есть равные правомочий и обязательства, установленные по отношению к ребенку. Также исходить при воспитании следует из факторов социального и экономического значения. В частности, это образование, обеспеченность в материальном плане, здоровье и прочее.

В спорах всегда учитывают интересы несовершеннолетних граждан

Некоторые виды споров законодателем выделяются в отдельную группу. С этой целью приняты отдельные законодательные акты. Решение вопросов происходит тогда исходя из интересов несовершеннолетних граждан, учитывая их мнение по возникшей ситуации. У любого из родителей есть право на обращение в судебные инстанции. Если законные представители проживают раздельно, то место нахождения детей определяется в зависимости от того, какая договоренность имеется между родителями. Если найти компромисс они не могут – происходит обращение в судебную инстанцию.

Судья при разрешении вопроса обращает внимание на наличие у малыша привязанности к тому или иному лицу, возрастную категорию, прочие качества, присущие родителям. Важным моментом выступает наличие возможности создать для малыша благоприятные условия. Важно, каков режим работы родителя, насколько он обеспечен в материальном плане. Подобные вопросы возникают, когда граждане пришли к решению расторгнуть брачные отношения.

Только судебный орган вправе решить вопросы о том:

  • с кем будет проживать малыш после расторжения отношений;
  • сколько составит размер алиментов;
  • участие отца/матери в воспитании (речь о родителе, который проживает отдельно от малыша).

У граждан есть возможность сформировать соглашение, в котором будет прописано, сколько уплачивать алиментов и определено место проживания ребенка. Судебный орган не признает такой акт действующим, если при его формировании не учитывались интересы малыша. Тогда определение главных положений реализуется судьями.

Как осуществляется защита семейных прав

Законные представители могут требовать выплату алиментов по нескольким условиям

В зависимости от личного усмотрения граждан происходит реализация и защита рассматриваемых правомочий. К примеру, у законных представителей есть возможность требовать от детей выплату алиментов, если:

  • они являются нуждающимися;
  • утратили трудоспособность.

Существуют некоторые ограничения относительно того, как реализуются семейные права. При осуществлении данных положений нужно учитывать, что они не должны нарушать интересы других граждан, в частности тех, кто входит в состав семьи. Учитывается то, что реализация не должна противоречить пунктам законодательных актов. Это говорит о необходимости осуществления прав согласно установленному назначению.

Реализация правомочий предполагает, что все члены семейства должны развиваться, обеспечивается надлежащий уровень воспитания ребенка. Если права используются так, что нарушают интересы третьих лиц – они не подлежат защите. Для примера – когда расторгаются брачные отношения, требуется принимать во внимание принципы равенства.

Административный порядок защиты семейных прав

Сотрудники опеки защищают в суде интересы несовершеннолетних граждан

Административный порядок применяется в ситуации, когда на это есть указание в правовых актах. К примеру, для того, чтобы разрешить спорный момент, связанный с воспитанием детей, касающийся фамилии и инициалов малыша, семейное законодательство указывает на необходимость обращения к органам, функционирующим в сфере опеки.

Представители указанного органа привлекаются к судебному процессу, проводимому по поводу защите интересов несовершеннолетних граждан. Если судья приходит к выводу, что необходимо отобрать ребенка из семейства или передать на воспитание – участие в процессе сотрудника опеки обязательно.

У органов опеки есть право относительно обращения в судебные инстанции с целью установления ограничений или лишения граждан прав в отношении детей. Аналогичным образом взыскиваются платежи алиментного назначения. Кроме того, некоторые обязанности по защите рассматриваемых прав, возложены на сотрудников ЗАГС. К примеру, это регистрация отношений между гражданами, расторжение брака и прочее.

Осуществление и защита семейных прав: исполнение обязанностей

Рассуждая о семейных отношениях необходимо проводить четкую грань между незарегистрированной связью и правовым взаимодействием. Не каждые отношения может регулироваться законодательством.

Так, интимная близость в большей степени регулируются нормами морали, потому сожительство нельзя отнести к созданию семьи. Соответственно мужчина, проживающий с женщиной на подобных условиях, не имеют по отношению друг к другу каких – либо полномочий или обязательств.

Что касается детей, рожденных в таких отношениях, здесь могут быть сложности. Право малыш приобретет относительно отца только процедуры установления отцовства.

То же самое касается и полномочий мужчины, относительно отпрыска. Понятие и способы осуществления семейных прав регламентирует закон. При этом зависят они от метода взаимодействиями между субъектами.

Исполнение семейных правоотношений

Семейно правовые отношения регламентируются нормами закона. При подобных взаимодействиях участники связаны определенными правами и обязанностями.

Раздел 3 Семейного Кодекса (СК РФ) гласит, люди вправе самостоятельно использовать свои права, вытекающими из правовых отношений подобного уровня. При этом, их действия не должны нарушать права иных субъектов взаимодействия.

Дети имеют право:

  • проживать с родителями;
  • на общение со всеми родственниками;
  • на защиту;
  • иное.

Так как лица, не достигшие восемнадцати лет, находятся под опекой взрослых людей до момента исполнения восемнадцати лет, за соблюдением их прав должны следить родители.

Кроме прав, субъекты подобных правоотношений имеют обязательства. Но, дети их приобретают только после восемнадцати лет. Именно с этого возраста, они должны обеспечить нетрудоспособных родителей.

Родители вправе видеться с отпрыском независимо от места проживания. Так же они вправе знать об успехах малыша в школе. В обязательства мамы и папы входит растить и содержать отпрысков. Но, заставить это можно сделать только, если ребенок по бумагам принадлежит родителям.

Согласно закону все участники правоотношений должны производить осуществление семейного права и исполнение обязанностей, иначе они будут привлечены к ответственности.

Правами субъекты могут пользоваться на свое усмотрение. Только делать это нужно не в ущерб другим членам семейства. При нарушении прав человека тоже можно привлечь к ответственности через судебную инстанцию.

Способы осуществления

На основании закона каждый член семейства праве как пожелает использовать свои права, которые вытекают из взаимодействия в ячейке общества. Но, подобные действия не должны приносить ущерб другим субъектам осуществления семейных прав.

Понятие, способы и пределы устанавливает законодательство. Пределами общих семейных отношений выступают:

  • законная основа;
  • требования морали;
  • выполнение общественных, а также государственных интересов.

Но, исполнение семейных обязанностей в семейном праве это также:

  • забота о близких;
  • укрепление ячейки общества;
  • обеспечение интересов субъектов семейства;
  • и тому подобное.

Способы осуществления семейных прав и исполнения обязанностей:

Допустим, мужчина принял решение о выборе места проживания, жена должна воздержаться от препятствующих действий. В данном примере используется бездействие. А вот право на воспитание отпрыска выливается в направление в школу и проверку знаний. Здесь уже реализовывается действие.

Также к способам осуществления правоотношений можно отнести:

  • присутствие стимула;
  • поощрительные действия;
  • обеспечение защиты;
  • иное.

В жизни можно встретить неограниченное количество способов осуществления и защиты семейных прав. Пределы первых заключаются в их законности, а также невозможности нарушать интересы других субъектов. Иначе виновное лицо можно привлечь к ответственности.

Закон охраняет права и интересы всех членов семейства. Причем, интересы детей, не достигших совершеннолетия, стоят на первом месте.

Каждый субъект семейных правоотношений должен придерживаться осуществления семейных прав, исполнение семейных обязанностей. Иначе он будет привлечен к соответствующей ответственности.

Ответственность

Власти нашей страны регламентируют с помощью нормативных актов осуществление и защиту семейных прав, а также интересов всех субъектов той или иной ячейки общества. Повышенная степень охраны направлена на будущих мам, в ожидании малыша и до момента исполнения ему 3 лет.

Также преимуществом в охране прав пользуются лица до восемнадцати лет. Это связано с тем, что маленькие люди не могут действовать самостоятельно. Поэтому им требуется дополнительная защита. Не всегда подобную защиту могут обеспечить мама и папа малыша. Поэтому в отношения вмешиваются государственные органы.

Важно! Родительские права не могут идти в разрез интересов детишек, не достигших совершеннолетия. Используя их, никто не вправе причинять малышу какой – либо вред.

Статья 65 СК РФ подробно описывает пределы осуществления родительского права, то есть того, чего нельзя делать:

  • оскорблять;
  • унижать;
  • жестоко и грубо обращаться;
  • унижать достоинство;
  • пренебрежительно относиться;
  • эксплуатировать;
  • и тому подобное.

Это не полный перечень. Теме превышения осуществление семейных прав, пределы осуществления семейных прав, посвящена индивидуальная глава в УК РФ.

Законодательство включает ряд мер для тех лиц, которые самостоятельно не исполняют права и обязанности. Подобные поступки приравниваются к противоправным и караются законом.

Стоит понимать, что обеспечение подобных прав регламентируются и иными правовыми материалами: уголовным и трудовым правом.

Допустим, согласно трудовому законодательству нельзя уволить беременную женщину.

Осуществление семейных прав связано с реализацией возможностей для укрепления ячейки общества, обеспечения воспитания отпрысков и создания хороших условий для развития семейства. Поэтому, когда происходит превышение прав, на защиту приходит закон.

Несоблюдение правовых норм подобных отношений приводит к ответственности:

  1. Штрафные санкции. Например, мать вправе требовать неустойку за не уплаченные алименты от отца ребенка.
  2. Ограничение либо лишение прав.
  3. Компенсационное возмещение вреда. Например, добропорядочная сторона вправе требовать компенсации морального ущерба при признании не действительным брака.
  4. Уголовная ответственность. К примеру, за неоднократное уклонение от уплаты алиментного содержания несовершеннолетнему лицу родитель привлекается к подобной ответственности. То же самое распространяется на взрослых детей, отказывающихся содержать родителей.

Важно! Привлечь к ответственности можно человека только при наличии его вины.

Судья при рассмотрении дела берет во внимание факт нарушения и степень причастности к нему виновного лица.

Основная масса нарушенных и оспариваемых прав проходит в судебной инстанции на основании соответствующего заявления. Допустим, лишить мать или отца родительских прав можно только через суд, с привлечением опеки.

При этом придется привести веские доводы для принятия удовлетворительного решения. Также, только судья вправе признать брак не действительным. Другие инстанции не могут заниматься подобными делами.

Государственные органы вправе рассматривать только темы, связанные с воспитанием лиц, не достигших восемнадцати лет. К примеру, об изменении имени.

Когда отсутствует исполнение семейных обязанностей, ответственность в семейном праве предусматривается индивидуально, в зависимости от ситуации.

Заключение

Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей находятся под охраной государственных властей и закона нашей страны. Самой незащищенной категорией лиц выступают детишки, не достигшие совершеннолетия и женщины, ожидающие малыша. Поэтому преимущество по защите их прав занимает именно эта категория лиц.

При выборе использования права и исполнении семейных обязанностей субъект ячейки общества не может ущемлять права иных участников. Иначе, он привлекается к соответствующей ответственности. Поэтому, при выборе права требуется обратить внимание на отсутствие ущемления прав какого-либо из субъектов.

3 Комментария

Источник: http://zakonsovet.com/semejnoe/pravootnoshenija/zashhita-i-osushhestvlenie-prav.html

Основные начала (принципы) семейного права

При раскрытии сущности семейного права необходимо учитывать не только специфику его предмета и метода семейно-правового регулирования, но и основные начала (принципы) семейного права, отражающие наиболее характерные черты данной отрасли права. Под основными началами (принципами) семейного права принято понимать руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления. Без учета основных начал (принципов) семейного права невозможно правильно толковать и применять его нормы. Принципы семейного права важны не только для правоприменительной практики, но и для более глубокого уяснения сущности действующего семейного законодательства и для его последующего совершенствования.

Поэтому введение в закон специальной нормы об основных началах семейного законодательства (ст. 1 СК) имеет исключительно важное значение. Как отмечает Нечаева А. М., ст. 1 СК, определяя основные начала семейного законодательства, дает в общем виде перечень, с одной стороны, желательных, а с другой стороны, недопустимых действий и поступков, что «позволяет составить представление о главных чертах положительной модели одобряемого поведения в семье».

К основным началам (принципам) семейного права ст. 1 СК относит:

1) Принцип признания брака, заключенного только в органах загса. В соответствии с п. 2 ст. 1 СК в РФ по-прежнему признается только брак, заключенный в органах загса. С 1917 г. в России согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» была отменена церковная форма брака и признавались действительными браки, заключенные в гражданском порядке, то есть в уполномоченных на то государственных органах, которыми являются органы загса. Поэтому браки, заключенные иным способом (по религиозным, церковным и иным обрядам), не признаются, то есть не имеют никакого правового значения и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство мужчины и женщины без государственной регистрации в органах загса, сколь бы длительным оно ни было. Как обоснованно подчеркивается в юридической литературе, значение акта государственной регистрации заключения брака состоит в том, что в результате этого союз мужчины и женщины получает общественное признание и защиту со стороны государства, как удовлетворяющий требованиям закона. Необходимость государственной регистрации брака закреплена в законодательстве большинства развитых стран (Нидерланды, Бельгия, Франция, Германия и др.);

2) Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, означающий право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, — обязательное условие заключения брака. Для заключения брака не требуется согласия или разрешения со стороны иных лиц (ст. 12 СК — см. § 2 гл. 2). Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака (свободу развода) как по желанию обоих супругов, так и по заявлению только одного из них (ст. 16-23 СК — см. § 1-3 гл. 3). Суд не вправе отказать в расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на это, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными, а другой супруг настаивает на расторжении брака (ст. 22 СК — см. § 3 гл. 3);

3) Принцип равенства прав супругов в семье основан на положениях ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав мужчины и женщины и выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи (вопросы материнства, отцовства, воспитания и образования детей, бюджет семьи и т. д.) (ст. 31-32, -34, 39, 61 СК);

4) Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию согласуется с вышеназванным принципом равенства права супругов в семье и тесно связан с ним (п. 2 ст. 31 СК — см. подробно § 1 гл. 4). Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; заключение супругами брачного договора, устанавливающего договорный режим их имущества, или соглашения об уплате алиментов на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга; порядок несения каждым из супругов семейных расходов; выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.);

5) Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов. Данный принцип вытекает из содержания Конвенции о правах ребенка, рассматривающей его как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, нуждающуюся в силу возраста в поддержке и защите. РФ, как участник Конвенции о правах ребенка, приняла на себя обязательства привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями Конвенции и обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка. В СК закреплен целый комплекс прав несовершеннолетних детей (личные неимущественные и имущественные права (ст. 54-60 СК), а также прав и обязанностей родителей по воспитанию, содержанию и образованию детей (ст. 61- 68, 80 СК). Особое значение имеет право несовершеннолетнего ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (ст. 54 СК). Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Поэтому закон, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет семейному воспитанию (усыновление, опека и попечительство, приемная семья — ст. 123 СК).

Как справедливо отмечается в литературе по семейному праву, в результате реализации данного принципа на практике ребенок становится самостоятельным субъектом семейного права. А определение правового положения ребенка в семье должно основываться на интересах самого ребенка, не на правах и обязанностях родителей;

6) Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семья как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи. Причем такая помощь, как с нравственной, так и с правовой позиций, должна оказываться прежде всего нетрудоспособным членам семьи, лишенным по объективным причинам возможности обеспечить себя необходимыми средствами существования. СК в связи с этим не только предусматривает приоритетную защиту именно нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I, II и III группы, лица пенсионного возраста), но и содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 80, 87, 89-90, 93-98 СК). Так, например, закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК), аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных, нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК) и т. д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным, нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают (перечень таких членов семьи дан в СК), то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке.

Таким образом, основные начала семейного законодательства, включая признание брака, заключенного только в органах загса, добровольность брака, единобрачие, равноправие супругов в семье, приоритетная охрана прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, остаются традиционными для России. Существенной новеллой СК (п. 3 ст. 1) является закрепление принципа приоритета семейного воспитания детей (ст. 54, 123 СК) и заботы об их благосостоянии и развитии (ст. 60, 63 СК).

СК с учетом специфики регулируемых им отношений конкретизирует важнейший конституционный принцип равноправия граждан (ст. 19 Конституции РФ), согласно которому государство гарантирует равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств. В п. 4 ст. 1 СК запрещаются любые формы ограничений прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Отсюда следует, что безусловным принципом семейного права является равноправие граждан в семейных отношениях.

Важное значение имеет основанное на содержании ст. 55 Конституции положение п. 4 ст. 1 СК о том, что права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов членов семьи и иных граждан. Указанное требование гарантирует от произвольного ущемления семейных прав как со стороны отдельных граждан, так и государственных органов. При этом под защитой здоровья можно понимать охрану не только физического, но и духовного здоровья членов семьи, особенно детей (ограждение от пропаганды насилия, жестокости, секса, порнографии и т. п.). Понятие нравственности носит исторически подвижный характер и заключается в соблюдении гражданами установленных в обществе норм морали и правил поведения. Ограничение прав граждан в семье может быть предусмотрено или в самом СК, или в других федеральных законах. Так, например, согласно ст. 73 СК суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав (то есть ограничить родительские права). Или п. 4 ст. 66 СК дает право воспитательным, лечебным учреждениям и учреждениям социальной защиты отказать родителю, проживающему отдельно от ребенка, в предоставлении информации о его ребенке в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны этого родителя.

Исключительно важное значение в реализации принципов семейного права и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеет предусмотренная ст. 7 и 38 Конституции РФ и п. 1 ст. 1 СКобязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Нормы российского законодательства о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства соответствуют требованиям международно-правовых актов по правам человека. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства, а материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Это выражается в том, что все государства, исходя из национальных условий и в пределах своих возможностей, принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

В РФ семья является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Основные направления государственной семейной политики в РФ включают:

  1. обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;
  2. обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
  3. кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
  4. усиление помощи семье в воспитании детей.

Основными принципами государственной семейной политики в РФ провозглашены: а) самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития; б) равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; в) приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; г) равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности; д) единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях; е) партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями; ж) принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами; з) осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе; и) преемственность и стабильность мер государственной семейной политики.

Защита семьи, материнства и детства государством имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению и поддержке семьи. Одной из основных стратегических задач социальной политики государства является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни семей. В этих целях Программой социальных реформ в РФ на период 1996-2000 г., утверженной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222, предусмотрено реализовать первоочередные меры в области поддержки семьи, детей и молодежи, в том числе: а) совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми; б) государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства, различных форм самозанятости, введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей, семей, имеющих несовершеннолетних детей; в) развитие новых социальных технологий поддержки семьи, сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных услуг, в том числе консультативных и психотерапевтических по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям; г) стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного цикла, реализация мер по обеспечению устойчивости и надежности страховых систем в выполнении страховых обязательств; д) увеличение в федеральном бюджете целевых расходов на мероприятия по социальной поддержке семьи, женщин, детей и молодежи, обеспечение защищенности финансирования важнейших мероприятий; е) повышение эффективности использования выделяемых средств, в том числе за счет объединения ранее принятых программ в этой сфере, концентрации усилий на наиболее важных и приоритетных направлениях этих программ; ж) создание внебюджетного фонда поддержки материнства и детства, определение источников его финансового пополнения и основных направлений расходования; з) создание благоприятных условий для более полного использования возможностей негосударственного сектора для решения проблем улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи; и) закрепление норм по обеспечению жизненно важных социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти и взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; ж) совершенствование законодательства в области защиты прав и интересов семьи, женщин, детей и молодежи.

В научной литературе высказываются предложения о необходимости разработки в ближайшей перспективе комплексного Федерального закона «Об охране семьи», что позволит укрепить правовые гарантии государственной политики по охране семьи.

В настоящее время конституционный принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства государством реализуется не только в семейном законодательстве РФ и ее субъектов, но и в иных отраслях законодательства (гражданское законодательство, законодательство об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде, жилищное законодательство, уголовное законодательство и т. д.). Заложенные в Конвенции о правах ребенка принципы защиты интересов ребенка нашли свое отражение в различных отраслях законодательства России.

В области здравоохранения государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи, включая проведение консультаций, обследований, определение условий оказания медицинской помощи беременным женщинам, матерям и несовершеннолетним детям (ст. 22-24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I).

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с последующими изменениями и дополнениями), Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 (с последующими изменениями и дополнениями) и Кодексом законов о труде РФ (ст. 238) в целях защиты материнства установлена выплата следующих пособий: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка. В частности, единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается в размере пятнадцатикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день рождения ребенка, а ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход. Весьма существенно, что в соответствии с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1999 «О подоходном налоге с физических лиц» (с последующими изменениями и дополнениями) эти пособия не подлежат налогообложению.

Законодательством о труде в целях создания благоприятных условий для воспитания детей предусматриваются специальные меры для родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей) в виде предоставления женщинам отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, дополнительных оплачиваемых выходных дней (ст. 1631, 165-168 КЗоТ). Для беременных женщин запрещены ночные, сверхурочные работы и командировки (ст. 162 КЗоТ).

Запрещено отказывать в приеме на работу и увольнять беременных женщин и женщин, имеющих детей, а также снижать им заработную плату (ст. 170 КЗоТ). Для них предусмотрено выделение путевок в санатории и дома отдыха (ст. 171 КЗоТ), а также сохранение среднего заработка по месту работы при прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях (ст. 1701 КЗоТ). Запрещено применение труда женщин на тяжелых работах. Ограничены труд женщин, имеющих детей, на работах в ночное время и направление их в командировки (ст. 160-163 КЗоТ). В качестве дополнительных гарантий установлены дополнительные перерывы в работе женщинам для кормления ребенка (ст. 169 КЗоТ).

Определенные меры в области защиты материнства и детства предусматриваются гражданским и жилищным законодательством, включая: сохранение жилья за детьми во время их пребывания в воспитательном учреждении; установление внеочередного порядка предоставления жилья детям, нуждающимся в нём, по окончании пребывания в воспитательном учреждении (ст. 37 и 60 Жилищного кодекса РСФСР); вселение нанимателем несовершеннолетних детей без согласия граждан, постоянно с ним проживающих (ст. 679 Гражданского кодекса РФ). Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизациижилищного фонда в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрены дополнительные гарантии обеспечения интересов несовершеннолетних в процессе приватизации жилых помещений (отказ от включения несовершеннолетних в число участников общей собственности на приватизируемое жилое помещение может быть осуществлен родителями, усыновителями, опекунами и попечителями только при наличии разрешения органов опеки и попечительства; несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения после достижения ими совершеннолетия и др.). В ст. 31-40 ГК закреплены основания и порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними, гарантирующие надежную защиту интересов детей, оставшихся без родительского попечения.

В системе мероприятий по защите материнства и детства особое место принадлежит именно мерам по защите законных прав и интересов детей. Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 29 на 1998-2000 гг. продлено действие федеральных целевых программ «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», » Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», входящих в состав президентской программы «Дети России».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ +